Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства.
Пенсионное обеспечение как необходимость материального обеспечения граждан в старости существует не только в нашей стране, но и во всех развитых странах. С увеличением продол жительности жизни населения и снижением рождаемости эта проблема становится все более актуальность. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве.
Значительное внимание вопросу пенсионного обеспечения Россия начала уделять в конце XIX века. Это было вызвано ростом промышленного производства и, как следствие, увеличением производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В России пенсионное страхование традиционно базируется на принципе «солидарности» поколений, т.е. добровольной ответственности младших поколений перед старшими, финансовую основу которых составляют фиксированные отчисления от заработной платы работников. Работающие граждане обеспечивали тех, кто уже на пенсии, а государство брало на себя обязанность лишь перераспределять нужным образом полученные средства.
На этом же принципе основывались пенсионные системы и многих других западных стран, сформировавшиеся в середине XX века. К сожалению, экономически активного населения с каждым днем становится все меньше, а число людей преклонною возраста, наоборот, неуклонно растет Демографические изменения, снижение собираемости налогов (когда пенсии выплачивались за счет единого социального налога (ЕСН)) и недостаток инвестиционных ресурсов в экономике привели к тому, что сохранять традиционную систему, при которой выплаты пенсий осуществлялись за счет уплаты налогов предприятиями за работающих граждан, стало просто невозможно.
Неэффективность прежней системы особенно проявилась с начала кризиса, когда Пенсионному фонду Российской Федерации потребовалось дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета, чтобы выполнять свои обязательства перед пенсионерами. Именно эти проблемы вызвали необходимость реформы в данной области.
Правительство решило пойти по пути европейских стран, в которых госбюджеты обеспечивают лишь треть пенсионных выплат, а за остальную часть несут ответственность граждане, самостоятельно накапливая пенсионные средства. Было решено перенести опыт частных пенсионных фондов, существующих не одно десятилетие, ь государственную систему пенсионного обеспечения.
В результате разработана пенсионная система, благодаря которой трудовая пенсия стала формироваться из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Принцип накопительной пенсионной системы сводился к тому, что трудящийся гражданин (а в некоторых случаях еще и его работодатель) сам откладывает себе на пенсию, исходя из собственных желаний и возможностей. В результате у граждан появляются реальные пенсионные накопления. Роль государства в этом случае сводится к тому, чтобы сделать такое пенсионное страхование обязательным и проследить за гем, чтобы пенсии не обесценивались в связи с инфляцией.
Именно поэтому не только у пас. но и во многих западных странах все чаще применяется накопительный принцип, при котором очень высоко личное участие человека в формировании своей будущей пенсии.
По рекомендации Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% уровня заработной платы по стране. Этот показатель называется «коэффициентом замещения». Все развитые страны, в том числе и капа страна, стремятся выстроить пенсионную систему так, чтобы обеспечить более высокий коэффициент замещения и гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни в старости.
Современная модель существующей в нашей стране системы пенсионного обеспечения начала свое существование более восьми лет назад, продолжая совершенствоваться и развиваться.
В целях реализации начавшейся пенсионной реформы в 2001 г. были приняты Федеральные законы: от 17.12.2091 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от
15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 15.12 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с которых началось реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пели раньше в случае наступления права на пенсию по старости (инвалидности) или в случае потери кормильца пенсионное обеспечение было гарантировано государством, то сейчас обязанность обеспечения себя пенсией постепенно начинает переходить от государства к гражданину.
В основе новой модели государственной пенсионной системы используются принципы обязательного пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета.
Сегодня каждый гражданин Российской Федерации, как только начинает трудиться, должен быть застрахован своим работодателем (если гражданин — наемный работник) или самостоятельно (если гражданин — индивидуальный предприниматель) в системе обязательного пенсионного страхования и иметь страховое свидетельство.
До пенсионной реформы начисленные и уплаченные за конкретное лицо страховые взносы не учитывались, производился лишь учет уплаты страховых взносов в целом по всей организации с общего фонда оплаты труда.
Первым шагом персонифицированного учета явилась обязательная регистрация граждан в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) в качестве застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». У всех застрахованных лиц появились лицевые счета, на которых стала отражаться информация о стаже и заработке, но вначале, естественно, без указания сумм начисленных и уплаченных страховых взносов. Для полной оценки пенсионных прав каждого россиянина и определения его начального пенсионного капитала в распоряжении пенсионных органов должны находиться все необходимые сведения, поэтому в 1998 г. был организован сбор документов о заработной плате и трудовом стаже граждан.
В настоящее время при оформлении трудовой пенсии для подтверждения трудового стажа после 1998 г. используется выписка из лицевого счета застрахованного лица, а сведения об общем трудовом стаже до 1 января 2002 г. засчитываются на основании формы СЗВ-К.
Но, как показывает практика, до 1 января 2002 г. еще не на всех работников представлены сведения о стаже, поэтому упомянутым выше Законом установлен конечный срок представления таких сведений — 1 января 2013 г. У граждан, работодатели которых по какой-то причине не представили сведений, еще есть время, чтобы исправить ситуацию.
В дальнейшем планируется, что трудовые пенсии будут назначаться строго на основании электронной базы данных ПФР. В отличие от прежней системы пенсионные права граждан теперь будут зависеть не только от продолжительности стажа работы, но и заработка, точнее от уплаченных с заработка страховых взносов.
В рамках проводимой в стране пенсионной реформы по каждому застрахованному лицу произведена оценка его пенсионных прав (определен начальный расчетный пенсионный капитал) по обстоятельствам, имевшим место по состоянию на 31 декабря 2001 г. Конвертация пенсионных прав позволила провести максимальный учет пенсионных прав граждан, заработанных в соответствии со старым законодательством и накопленных до
1 января 2002 г. Пенсионные права, выраженные в сумме расчетного пенсионного капитала, отражаются на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного лица и используются в дальнейшем для назначения трудовой пенсии. Это произошло автоматически — без обращения граждан в управление ПФР.
Созданы условия для передачи информации в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, что упрощает действия страхователя и исключает необходимость подготовки, подписания, удостоверения печатью и транспортировки большого количества бумажных документов.
Такой новой услугой в 2003 г. явилось установленное законодательством информирование работающего населения о со стоянии индивидуальных лицевых счетов, т.е. о накопленных застрахованными лицами пенсионных правах. Нормативная основа этого процесса установлена Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Теперь каждое застрахованное лицо знает, сколько на его лицевом счете имеется пенсионных накоплениях, заработанных за период его трудовой деятельности с 1 января 2002 г.
Знание застрахованными лицами своих пенсионных прав является одной из целей преобразования пенсионной системы.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были установлены новый механизм исчисления трудовой пенсии и ее структура. Трудовая пенсия стала формироваться из трех частей* базовой (фиксированная сумма от госбюджета), страховой (формировалась из средств единого социального налога, который отменен с 2010 г.) и накопительной части, предусмотренной для лиц 1967 года рождения и младше.
Как видно из структуры пенсии, добавилась накопительная часть, позволяющая учитывать пенсионные права в зависимости от заработной платы, уплачиваемых страховых взносов и средств инвестирования. Аналогов новой модели пенсионной системы с обязательным накопительным элементом ни в одной другой стране нет. Эту новую модель правительство продолжает развивать.
Еще один шаг в развитии пенсионной реформы связан с федеральными законами от 24.07.2002 № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Это важная основа стимулирования добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании пенсий за счет государства. Участвуя в программе, граждане могут увеличить свою будущую пенсию следующим образом: часть взносов в накопительную часть пенсии уплачивает сам гражданин, другую часть вносит государство. При этом граждане вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для них время. Это особенно важно для граждан со средним и высоким уровнем заработной платы. Тем самым созданы экономические условия для участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения, например добровольное формирование пенсий в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) за счет дополнительных взносов.
Эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений на фондовом рынке России регулируется упомянутым выше Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», предусматривающим размещение всех пенсионных средств, которые находятся под его управлением, в надежные инвестиционные инструменты.
В ходе развития пенсионного законодательства произошел переход от чисто распределительной системы, когда средства для пенсионеров распределялись поровну между всеми и выплачивались за счет работающих граждан, к системе, которую можно назвать страховой, или к распределительно-накопительной системе, когда будущая пенсия граждан, особенно тех, кто начал трудовую деятельность в 2000-е гг., будет напрямую зависеть от объема страховых взносов.
Сейчас в стране продолжается корректировка пенсионного законодательства, которая заключается в постепенном переходе от налогового принципа к страховому принципу формирования доходов ПФР в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Как упоминалось выше, отменен единый социальный налог. Вместо него работодатели будут уплачивать страховые взносы во все государственные внебюджетные фонды на конкретные виды социального страхования.
В целях повышения уровня жизни сегодняшних пенсионеров предусмотрено увеличение размера пенсионных страховых взносов с 2011 г., которые работодатель перечисляет на работника, с 14 до 16% заработка. Переход с регрессивной шкалы страховых взносов на плоскую позволит увеличить не только пенсионные права граждан, но и размер пенсии в целом.
Закон № 212-ФЗ направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения — 2,5 федеральных прожиточных минимума для лиц, заработавших стаж в советские годы путем введения механизма валоризации пенсионных нрав, и пенсию в размере 40% заработка для работников, проработавших при новой системе более 30 лет.
Вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан» — размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Если расчетный размер пенсии окажется меньше, то для неработающих лиц пенсионного возраста предусмотрены социальные доплаты из федерального или регионального бюджета.
Изменилась и структура трудовой пенсии по старости. Теперь она может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, который включен в состав страховой части трудовой пенсии, который будет индексироваться в составе уже страховой части с учетом роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.
Пенсия по инвалидности будет состоять только из страховой части и назначаться по группам инвалидности, которые до этого применялись, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.
В результате введения в действие новых законов увеличился размер пенсий, переоценен пенсионный капитал граждан, заработанный в советское врет, обеспечен уровень трудовой пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера. Переход на страховой принцип дает возможность более оперативно и точно учитывать пенсионные права граждан для назначения трудовых пенсий.
Таким образом, пенсионная реформа позволит не только сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, но и улучшить пенсионные возможности для более молодых. Неизменна социальная направленность реформ, сохранена поддержка незащищенных слоев населения не на словах.