Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования часто называется пенсионным свидетельством или пластиковой пенсионной карточкой. Согласно трудовому законодательству пенсионное свидетельство включено в список документов, которые работник обязан предъявлять при устройстве на работу, при заключении трудового договора, а также при обращении в территориальные органы фонда по любому вопросу, в том числе и за назначением (перерасчетом) пенсии.
В целях исполнения пенсионного законодательства каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. Регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета с выдачей страхового свидетельства. Пенсионное свидетельство является одним из элементов индивидуального (персонифицированного) учета.
Каждьш гражданин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, — будущий пенсионер. Размер его будущей пенсии напрямую зависит от пенсионных средств, накопленных на его индивидуальном лицевом счете. Наличие свидетельства пенсионного страхования подтверждает, что гражданин является застрахованным и на его имя открыт индивидуальный лицевой счет, на котором фиксируется вся информация, необходимая для последующего пенсионного обеспечения.
Страховое свидетельство предъявляется работодателю не только по основному месту работы, но и в других случаях выполнения оплачиваемой работы, где гражданин получает заработную плату, с которой уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В ПФР действует единая база данных персонифицированного учета. Поэтому, где бы гражданин ни работал на территории Российской Федерации (при наличии, конечно, страхового свидетельства), все индивидуальные сведения и страховые взносы поступят на его лицевой счет.
При этом гражданину целесообразно регулярно проверять, в каком объеме передаются работодателем в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее — тер риториальный орган Фонда) сведения для пополнения индивидуального лицевого счета, номер которого указан в страховом свидетельстве, и соответствуют ли они действительности, по возможности отслеживать состояние индивидуального лицевого счета и проверять, правильно ли в нем отражены сведения о пенсионных правах (стаже, заработке, уплаченных страховых взносах); ежегодно обращаться в территориальный орган Фонда за получением выписки из этого счета и сохранять такие выписки.
Если же у работника нет страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель (страхователь) обязан оформить его, представив анкету по установленной форме в территориальный орган Фонда для получения страхового свидетельства.
Для реализации застрахованными лицами своих прав на получение пенсии в будущем ПФР ведет индивидуальный учет сведений о каждом застрахованном лице (сведения о стаже, заработной плате, страховых взносах и др.)* Такой учет осуществляется в соответствии с Законом № 27-ФЗ и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздрав- соцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
С 2013 г. пенсии будут назначаться только по тем данным, которые заложены в индивидуальных сведениях застрахованного лица.
Первый этап персонифицированного учета — регистрацию граждан в территориальном органе Фонда в качестве застрахованных лиц, как правило, осуществляют страхователи (т. е. работодатели). Гражданин заполняет анкету, указывая в ней свои паспортные данные, и составляет заявление. Данные вносятся чернилами, шариковой ручкой любого цвета, кроме красного и зеленого, печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники, без помарок и исправлений.
В течение двух недель с момента заключения договора работодатель представляет в территориальный орган Фонда анкету застрахованного лица (форма АДВ-1, утвержденная постановление Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п).
Анкета обязательно заверяется подписью застрахованного лица и проверяется страхователем, тем самым подтверждается их полнота и правильность. Если работник не может лично подписать анкету в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением в командировке, длительной болезнью или по иной причине, работодатель указывает эту причину в анкете и сам заверяет ее.
Анкеты застрахованных лиц передаются страхователем в территориальный орган Фонда по месту его регистрации вместе с описью документов, форма которой утверждается ПФР.
Территориальный орган Фонда в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица совершает следующие действия:
1) открывает лицевой счет на работника и оформляет страховое (пенсионное) свидетельство;
2) направляет работодателю запрос об уточнении полученных сведений (например, в случаях, когда не все графы анкеты заполнены, заполнены с ошибками, есть расхождения в поданных сведениях и др.);
3) принимает решение об отказе в регистрации и сообщает об этом работодателю и работнику. Причиной отказа может быть наличие лицевого счета с идентичными анкетными данными.
После регистрации на каждого открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица с постоянным страховым номером и оформляется страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, в котором указываются номер его лицевого счета, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол и дата регистрации в качестве застрахованного лица. Датой регистрации является дата открытия лицевого счета.
Территориальный орган Фонда в трехнедельный срок передает страхователю страховые свидетельства, запросы об уточнении сведений и решения об отказе в регистрации вместе с сопроводительной ведомостью (форма АДИ-5, утвержденная постановление Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п).
Страхователь в течение недели после получения страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам, которые расписываются в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства.
Обозначенный на свидетельстве страховой номер в дальнейшем используется работодателем при представлении сведений о работнике в ПФР. Само свидетельство хранится у застрахованного лица. Свидетельство действительно только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Застрахованное лицо вправе обратиться к страхователю с заявлением об обмене страхового свидетельства или о выдаче его дубликата в случае:
• изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица; установления неточности или ошибок в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве;
• утраты страхового свидетельства или его непригодности для использования.
Страхователь в двухнедельный срок передает заявление об обмене страхового свидетельства или о выдаче его дубликата в территориальный орган Фонда вместе с описью документов.
Территориальный орган Фонда в месячный срок принимает решение об обмене страхового свидетельства или о выдаче его дубликата либо об отказе в обмене страхового свидетельства или в выдаче его дубликата.
Решение сообщается страхователю и застрахованному лицу.
С момента регистрации в системе обязательного пенсионного страхования данные о стаже, заработке, уплаченных страховых взносах застрахованного лица для назначения пенсии подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ознакомиться с содержанием своего лицевого счета каждое застрахованное лицо может ежегодно, бесплатно. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган Фонда по месту жительства, заполнить бланк-запрос и получить выписку из лицевого счета, чтобы при необходимости принять меры по его корректировке.
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (форма АДИ-1) является одним из элементов индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого на основании документов, формы которых утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.